КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ


Образ подвижнической жизни праведного Павла Таганрогского и вопросы духовно-нравственного возрождения современного российского общества

Автор - Архимандрит Никон (+3 ноября 2015 года)

У жизни человеческой, как и у жизни человеческого общества есть разные измерения. С нашей точки зрения важнейшее из них — измерение духовное. Православие рассматривает в качестве высшей ступени духовного развития человека святость. Как писал епископ Игнатий Брянчанинов, замечательный духовный писатель XIX в., сам причисленный Церковью к лику святых: « Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь, или жительство, доставляющее спасение, и путь или жительство, доставляющее совершенство».

Что такое «спасение». Увы, для большинства современных людей это понятие довольно труднодоступное, невразумительное. Ценностные ориентиры ограничены чувственными восприятиями по типу : «приятно», «выгодно», «неприятно», «невыгодно», «опасно». Страх перед болезнью, страданием, смертью заставляет человека запрещать себе думать и о неизбежности этой самой смерти, и о том, что будет после нее.

Спасение, между тем, как раз и есть избавление от этого страха, которое приобретается, тогда, когда у человека есть иные ценностные ориентиры. Спасение – это духовное единение человека с Богом. О людях, которые стараются жить по совести, правде, проявлять милосердие к другим, не наносить им обид, о тех, кто стремится жить по правилу «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Христос сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Такие люди являются праведными.

Сейчас многие из тех, кто пытается задумываться о религии, вере, нравственном законе, склонны говорить о себе: «я не убиваю, не краду, не развратничаю, словом, «соблюдаю заповеди», зачем мне еще молиться, поститься, принимать таинства Церкви, я и так веду праведную жизнь».

Однако праведность по отношении к людям, нормам человеческих взаимоотношений, к вещам, (и,что особенно трудно — к деньгам), в целом, — ко внешнему миру, это еще не свидетельство истинной чистоты сердца и такие люди едва ли по совести будут утверждать, что они видят Бога, знают Его. Чистота сердца рождается из праведного отношения к самому себе и к Богу.

Лишь тот, кто способен увидеть свои грехи, осознать их мерзость пред Богом, раскаяться, внутренне возненавидеть их и отвергнуть, как отбрасывают негодную грязную одежду, — обретает чистоту сердца, истинную праведность и с этим спасение.

Часто приходится слышать, что очистить ум и сердце в том круговороте дел, забот, мирской суеты, «выживания» в современном мире, в котором находится обычный человек – невозможно. И, тем не менее внешнее не может быть сильнее внутреннего, ибо человек создан Богом по образу Своему и подобию Своему. Успех духовной жизни не может всецело зависеть от внешних условий существования. Действительный, непререкаемый пример этого дает нам жизнь святых, праведных, блаженных подвижников благочестия.

За этим примером нам, таганрожцам, как говорится, не надо ходить далеко. Удивительный пример праведной христианской жизни и того, как Бог прославляет Своих праведников после их смерти являет нам блаженный (Праведный) Павел Таганрогский. Сейчас нам известны лишь некоторые страницы его земного жития и свидетельства посмертного присутствия его в жизни тех, кто чтил его память и с верой обращался к его помощи как сомолитвенника, помощника, заступника, по тому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вся же полнота действия Божия в мире откроется не сейчас и не здесь.

Итак, мы знаем, что дворянский сын Павел Павлович Стожков по слову Св. Писания, «пойди из земли твоей, от родства твоего и дома твоего»(Быт.12, 1), чтобы послужить Господу. Он отказался от всех не только социальных преимуществ дворянского сословия, но и от самого внешнего образа представителя образованного класса, он стал простецом, говорящим на украинском народном наречии, выполняющим тяжелую физическую работу, живущим в крайней простоте и бедности. Павел Павлович стал странником, за десять лет исходил пешком все святые места России и Украины. После этого он поселяется в Таганроге.

Почему именно здесь? Мы, вероятно, по человеческому разумению этого не узнаем никогда. Можем только вспомнить слова народной мудрости «не стоит град без праведника». Может быть торгово-промышленный, портовый город с его смешением разноплеменного населения, многочисленными соблазнами и озлобленность социальных противоречий (вспомним беспрецедентное по жестокости и зверствам «революционное восстание пролетариата», кровавый январь 1918г. в Таганроге) особенно нуждался в благодатном ходатае, в своем «удерживающем» хотя бы некоторых?

Здесь он продолжает свой подвиг труда и молитвы. Когда Павел Павлович становится пожилым человеком, его благочестивый образ жизни делается известен многим. У него появляются собеседники, ищущие совета и послушники, желающие подражать его молитвенному подвигу.

Что можно сказать «о учении его»? В тот век, высшее сословие безмерно отдалилось от жизни народа, заразилась чуждыми умственными влияниями, а простой народ в силу этого, утратив духовное влияние элиты, постепенно нравственно деградировал. Праведник своим примером учил народ самому простому и вместе с тем исполненному истинной духовной силы образу веры и благочестивой жизни. Должному отношению каждого — к своей душе, к Богу, к ближним, к вещам мира сего.

Некоторые поступки блаженного (Праведного) Павла, известные нам из рассказов современников, могут показаться нам странными, противоречащими здравому смыслу. Однако следует иметь в виду, что его образ жизни и служения Богу более всего подобен подвигу юродства во Христе, известному из предания Древней Церкви, по житиям святых Церкви Средневековой Руси. В каждом из них в последствие обнаруживался скрытый смысл, откровение воли Божией о том или ином человеке, оценка мерою Господней того или иного события.

В наше время с совершенной очевидностью обнаруживает себя процесс духовно-нравственной деградации общества. И, тем не менее, уровень духовной жизни человека в большей степени зависит от самого человека, а не от внешних обстоятельств. Пример блаженного Павла, подвижников благочестия ближайшего к нам времени непреложно показывает, что Бог поругаем не бывает и что духовная жизнь и спасение обретаются в любое, в том числе и в наше время теми путями, которые открывает Господь в Своей Святой Церкви, и которых невозможно найти вне ее.