КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Донской церковный композитор и регент А.Т. Ершов: Возвращение из забвения
Автор - Шадрина Алла Валерьевна,
научный сотрудник ЮНЦ РАН,
канд. истор. наук
Опубликовано: Шадрина А.В. Донской церковный композитор и регент А.Т. Ершов: возвращение из забвения // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Сб. материалов международной научной конференции. Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2017. С. 622–632
Одной из актуальных проблем изучения культурного наследия Русской православной церкви представляется выявление и введение в научный оборот творческого наследия (хоровых партитур) малоизвестных региональных церковных композиторов и регентов. Предложенная тема доклада, посвященная жизненному пути и творчеству новочеркасского регента и церковного композитора А.Т. Ершова, соответствует данной проблематике и восполняет пробел в изучении культурного наследия донского региона.
Историография проблемы находится в стадии становления. А.Т. Ершову как церковному композитору посвящена глава в монографии «Донские церковные композиторы второй половины XIX – середины XX века», в том числе в издании впервые опубликован ряд партитур композитора [10, с. 159–161]. Также упоминания об А.Т. Ершове как о регенте церковных хоров Новочеркасска приведены в диссертационном исследовании А.В. Вальченко, посвященном хоровому искусству в музыкальной культуре Дона XVIII – начало XX вв. [5] и в монографии того же автора «Хоровое искусство на Дону (XVIII – начало XX в.) [4].
Источниковой базой доклада служат уголовно-следственное дело А.Т. Ершова, хранящееся в Архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (далее – Архив УФСБ РФ по РО) [1] и два подлинника циклов «Всенощное бдение» и «Литургия», написанных рукой композитора в 1936–1937 гг., ныне находящихся в частной коллекции.
Несмотря на то, что Александр Тимофеевич Ершов всю свою жизнь трудился в качестве регента на клиросах храмов и как учитель пения учебных заведений Новочеркасска, сведения о нем чрезвычайно скудны. Только в 2017 г. удалось выяснить, что он родился 23 апреля 1869 г. в Новочеркасске [1. Л. 27]. Где получал образование будущий регент, остается неизвестным. Скорее всего, в 1890-х гг. он уже занял место руководителя одного из церковных хоров своего родного города. В 1900 г. Александр Тимофеевич уже имел репутацию регента одного из лучших любительских церковных хоров г. Новочеркасска, который состоял из 60 человек [4, с. 45]. Кроме несения клиросного служения А.Т. Ершов трудился как учитель пения 2-го Новочеркасского четырехклассного женского училища, Мариинской Донской женской гимназии и Новочеркасской мужской гимназии [7, с. 220; 8, с. 135].
Чуть более подробные сведения об этом выдающемся хоровом деятеле становятся известными из протокола его допроса от 29 июля 1938 г. Как свидетельствовал Александр Тимофеевич, с 1924 г. он служил в качестве регента новочеркасского Вознесенского кафедрального собора [1. Л. 28]. 26 января 1930 г. Бюро Донского комитета ВКП (б) постановило «одобрить решение Новочеркасского РК ВКП (б) о закрытии собора в Новочеркасске, согласно постановлений рабочих собраний г. Новочеркасска, районного съезда советов, пленума Горсовета и других общественных массовых организаций» [9, с. 215]. В марте величественный собор – гордость донского казачества – был закрыт и передан без разрешения ВЦИКа Военведу [9, с. 231–232]. В том же году А.Т. Ершов перешел на должность регента Николаевской церкви Новочеркасска [1. Л. 28]. В 1934 г. он был принят на должность учителя пения 14-й средней школы [1. Л. 5].
Скорее всего, целенаправленное закрытие церквей, связанное с этим процессом уничтожение церковно-певческого искусства, а также, возможно, предчувствие скорой собственной гибели, заставили Александра Тимофеевича в 1936–1937 гг. «подвести итоги» своего служения и записать написанные им, вероятнее всего, в течение всей жизни, церковные песнопения, которые составили два цикла: «Всенощное бдение» и «Литургия».
В 1937 г. началась кровавая эпоха «Большого террора» [6; 11], коснувшаяся, в том числе донского духовенства, церковнослужителей и тех, кого представители советской власти называли «активными церковниками». К последним относились церковные старосты, члены церковных советов и, конечно, регенты церковных хоров. Для того чтобы создать видимость законности ареста и репрессий, органами НКВД был использован метод «создания» сфальсифицированных «контрреволюционных церковно-белогвардейских организаций». Их цель была обозначена как борьба с советской властью и восстановление монархии [2. Л. 9; 3. Л. 39]. Крупнейшей сфальсифицированной «контрреволюционной организацией» на Дону была «организация» обновленческого «митрополита» Петра Сергеева. Она состояла из трех ответвлений, одно из которых находилось в Новочеркасске и «возглавлялось» епископом Иулианом (Симашкевичем).
«Разработка» новочеркасского отделения «контрреволюционной организации» началась в 1938 г. 28 июля 1938 г. Новочеркасским городским отделением НКВД был арестован Александр Тимофеевич Ершов. Поводом к аресту послужило вынужденное показание священника Николаевской церкви И. Фомина о том, что регент его храма, как и сам священник, «являлся активным участником контрреволюционной церковно-белогвардейской организации», «вел контрреволюционную работу среди населения против Сов. власти» [1. Л. 1]. Таким образом, обвинение А.Т. Ершова строилось на его мнимой причастности к «контрреволюционной организации» епископа Иулиана (Симашкевича). Следствие, как и во многих аналогичных случаях, прошло стремительно. 30 июля 1938 г. ему было вынесено следующее обвинительное заключение: «Являлся участником контрреволюционной церковно-белогвардейской организации, ставившей своей задачей свержение советской власти путем вооруженного восстания. <…> По заданию организации проводил среди населения контрреволюционную провокационно-клеветническую агитацию против политики ВКП (б) и советского правительства, направлял свою деятельность на озлобление населения. Занимался контрреволюционной пораженческой агитацией, говорил о неизбежной гибели Советского Союза, восхвалял фашизм» [1. Л. 30].
31 июля 1938 г. постановлением тройки УНКВД по Ростовской области А.Т. Ершов был приговорен к расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества и расстрелян [1. Л. 32].
А.Т. Ершов был реабилитирован 14 августа 1989 г. заключением прокурора Ростовской области на основании статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х гг.» [1. Л. 33–33 об.]
Протокол допроса А.Т. Ершова сохранил некоторые подробности о его частной жизни: женой Александра Тимофеевича была Анна Ивановна Ершова, 1870 г.р., домохозяйка. В качестве особой приметы был отмечен его высокий рост [1. Л. 5], и потеря зрения на левый глаз [1. Л. 6].
Скудные сведения о личности Александра Тимофеевича Ершова позволяют констатировать, что он всю свою жизнь посвятил церковно-певческому делу и преподавательской деятельности, также связанной с хоровым пением. По всей видимости, он был удивительно скромным человеком.
Творческое наследие А.Т. Ершова сохранилось в виде двух циклов: песнопений Всенощного бдения и Литургии, представляющих собой автографы композитора. Оба цикла написаны в тетрадях 31 х 21 см, сшитых в два твердых картонных переплета серо-голубого цвета. Оба цикла снабжены оглавлением с примечаниями, в которых композитор либо оговаривал расположение того или иного дополнения к партитуре, либо делал пометку «переложение», разграничивая тем самым авторские песнопения от заимствований. После оглавления в обоих циклах приведено пояснение к рукописям самого композитора: «Настоящий мой труд посвящаю всем любителям церковного хорового пения. Некоторые песнопения из этого Всенощного бдения [в другой тетради «Литургии» – А.Ш.] частично мною заимствованы; но большинство из них написаны под впечатлением собственного музыкального настроения. г. Новочеркасск. 24 декабря 1936 года. Автор А. Ершов».
Несмотря на то, что композитор обозначил как дату завершения работы над циклами 24 декабря 1936 г., он внес дополнения во «Всенощное бдение» и «Литургию» 8, 16 и 22 августа 1937 г.
Всенощное бдение включает следующие песнопения[1]:
1. Благослови душе 19. Шестопсалмие
2. Великая ектения 20. От юности моея
3. Блажен муж № 1 21. Воскресение Христово видевшее
4. Блажен муж № 2 22. Величит душа моя Господа
5. Блажен муж № 3 (solo баса) 23. Свят Господь Бог наш
6. Свете тихий № 1 24. Преблагословена еси Богородице Дево
7. Свете тихий № 2 25. Великое славословие № 2 свящ. Ардаматского
8. Господь воцарися № 1 26. Великое славословие № 1
9. Господь воцарися № 2 27. Сугубая ектения № 2
10. Господь воцарися № 3 28. Сугубая ектения № 3 (solo дискант и альт)
11. Сугубая ектения № 1 29. Многолетствование № 2
12. Господи, помилуй на Литии 30. Взбранной Воеводе и Господи, помилуй заключительное
13. Ныне отпущаеши 31. Кафизмы № 2
14. Богородице Дево, радуйся и Буди имя Господне 32. Богородице Дево и Буди имя Господне № 2
15. Кафизмы 33. Аллилуйя на кафизмах
16. Хвалите имя Господне № 1 (solo дискант) 34. Слава Отцу по окончании «Благослови душе»
17. Хвалите имя Господне № 2 (solo альт или баритон)
18. Непорочны
В состав Литургии входят[2]:
1. Великая ектения 20. Отца и Сына № 6 (solo альт) (переложение)
2. Благослови, душе моя, Господа 21. Верую № 1
3. Единородный Сыне 22. Верую № 2
4. Во Царствии Твоем 23. Верую № 3
5. Приидите поклонимся (переложение) 24. Милость мира № 1
6. Господи, спаси благочестивыя и Трисвятое № 2 25. Милость мира № 2
7. Трисвятое № 1 26. Милость мира № 3
8. Трисвятое № 3 27. Достойно есть
9. Аллилуия № 1 28. Отче наш № 1
10. Аллилуия № 2 29. Отче наш № 2 (solo дискант)
11. Слава Тебе, Господи и Сугубая ектения № 4 30. Отче наш № 3
12. Слава Тебе, Господи и Сугубая ектения № 5 31. Отче наш № 4 (переложение)
13. Слава Тебе, Господи и Сугубая ектения № 6 32. Отче наш № 5 (solo альт)
14. Херувимская песнь 33. Отче наш № 6 (solo альт) (переложение)
15. Отца и Сына № 1 («на женские голоса») 34. Хвалите Господа с небес
16. Отца и Сына № 2 (solo дискант) 35. Окончание Литургии
17. Отца и Сына № 3 (трио) 36. Великая ектения № 2
18. Отца и Сына № 4 (solo дискант и альт) 37. И всех вся
19. Отца и Сына № 5 (solo баритон) (переложение) 38. Просительная ектения
Как видно, состав циклов отличается полнотой неизменяемых песнопений, употребляющихся на Всенощном бдении и Литургии в соответствии с традицией XIX – начала XX вв., впрочем, далекой от идей «нового направления» в русской церковной музыке. Так, во Всенощном бдении композитор уделяет особое внимание песнопениям «Блажен муж» (3 варианта), прокимну «Господь воцарися» (3 варианта), «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне» и пение на кафизмах (по 2 варианта). В Литургии приводится еще большее разнообразие песнопений: несмотря на то, что в соответствии с традицией XIX в. пропущен 2-й антифон на Литургии («Хвалите имя Господне»), композитор предлагает 3 варианта «Трисвятого», 2 – «Аллилуия» (полностью отказываясь от гласовой традиции исполнения этого песнопения), 3 – опева Евангелия и Сугубой ектении, 6 – «Отца и Сына», 3 – «Верую», 3 – «Милость мира», 6 – «Отче наш» и 2 варианта «Великой ектении».
Относительно мелодики следует констатировать, что А.Т. Ершов даже в переложениях не использует древние распевы, чему уделяли центральное внимание композиторы «нового направления», и обиходные напевы, ориентируясь исключительно на собственные музыкальные впечатления, о которых автор писал в пояснении к циклам.
Фактура некоторых песнопений циклов отражает традиционные представления регентов и церковных композиторов XIX – начала XX в. К примеру, А.Т. Ершов использует solo в песнопениях «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», Сугубой ектение, «Отца и Сына» и «Отче наш». Характерно, что композитор применяет получившее особенное распространение на Юге России solo дуэтов (напр., сопрано (дискант) и альт). В целом же композитор подчиняет структуру музыкальной ткани песнопений мелодической логике, при этом отдавая предпочтение гомофонно-гармонической фактуре. Очевидное знание европейской полифонии А.Т. Ершов применяет очень деликатно и грамотно, что свидетельствует о понимании им задач и высокой внутренней культуре.
В стилистическом отношении «Всенощное бдение» и «Литургия» А.Т. Ершова представляют собой характерную для регионального церковно-певческого искусства XIX – начала XX в. эклектику. Следуя пояснению композитора, можно сказать, что оба цикла – это своеобразный альбом музыкальных впечатлений, в которых композитор воплотил свои лирические воспоминания и переживания в той или иной манере. Циклы не пронизаны единой концептуальной сквозной музыкальной идеей. Это своего рода «панорама стилей», объединенная идеей впечатлений от индивидуального эмоционального прочтения богослужебных текстов. Тем не менее, разноплановость музыкальных форм, воплощенных в различных видах хоровой фактуры и использование в мелодике сопоставлений строгих мелодических конструкций с жанровым колоритом в виде квазицитат городских песен, не выводит песнопения «Всенощного бдения» и «Литургии» за рамки привычного церковного репертуара рубежа XIX–XX вв. и постсоветского периода.
Несмотря на то, что «Всенощное бдение» и «Литургия» А.Т. Ершова, судя по рукописной отметке на форзаце Литургии, были переданы в 1954 г. в дар некоему священнику Георгию (личность не установлена), и, скорее всего, не были известны широкому кругу церковных регентов и певчих, отдельные песнопения этого композитора в 1950–1980-х гг. были широко распространены в рукописных копиях среди новочеркасских и ростовских регентов, и пользовались любовью. Скорее всего, эта любовь зиждилась на эмоциональной насыщенности песнопений, которая, однако, не выходила за пределы приличий, негласно установленных для церковной музыки; на правильном голосоведении, которое позволяло без труда выучить песнопения А.Т. Ершова, не затрачивая на этот процесс большого количества времени, и, конечно, прозрачная четырехголосная фактура, которая позволяла исполнять эти песнопениря малым составом певчих.
В настоящее время об Александре Тимофеевиче Ершове известно очень узкому кругу «любителей церковного и хорового пения», как писал сам композитор. Возвращение из забвения его музыки позволит восполнить важнейшую составляющую как церковно-певческой культуры донского края, так и Русской православной церкви.
Список источников и литературы:
- Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-40625.
- Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-41368.
- Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-43005.
- Вальченко А.В. Хоровое искусство на Дону (XVIII – начало XX в.) / под ред. Т.С. Рудиченко. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2004. – 300 с.
- Вальченко А.В. Хоровое пение в музыкальной культуре Дона (XVIII – начало XX в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2004. – 248 с.
Памятная книжка Области войска Донского 1893–1894 гг. Новочеркасск, 1894.
Памятная книжка Области войска Донского на 1900 г. Новочеркасск, 1901.
Табунщикова Л.В. Шадрина А.В. Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920-е – 1930-е гг. Сб. документов. Ростов-на-Дону: Б.и., 2013. – 504 с.
Шадрина А.В. Донские церковные композиторы второй половины XIX – середины XX века. Ростов-на-Дону: Антей, 2014. – 248 с.
Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «Большим». Секретный приказ № 00447 и технология его исполнения. М.: «АИРО-ХХ», 2003. – 253 с.
[1] Перечень приводится в соответствии с автографами и указаниями композитора.
[2] Перечень приводится в соответствии с автографами и указаниями композитора.