КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ


Протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский

Иоанн Алексеевич Домовский Иоанн родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии в семье диакона Алексия Домовского. С ранних лет он помогал отцу в алтаре, любил богослужение и очень увлекался церковным пением. С 1859 по 1865 годы Иоанн Алексеевич обучался в Екатеринославской духовной семинарии, по окончании которой обвенчался с Марией Иосифовной Госопоровой.
30 августа 1866 г. Иоанн Домовский был рукоположен в сан священника и определен к Николаевской церкви села Васильевки Славяносербского уезда . С первых дней священства отец Иоанн старался тщательно проходить свое служение Богу и людям. Любовь к пасомым, к богослужению и церковной музыке позволила отцу Иоанну собрать вокруг себя крепкий приход и воспитать хороший приходской хор. Его ревностное служение было отмечено священноначалием: он был пожалован архипастырским благословением и правом ношения набедренника.

 
В 1875 г. иерей Иоанн Домовский был переведен в Преображенский кафедральный собор города Екатеринославля , а также назначен регентом архиерейского хора. В это же время отец Иоанн начал писать церковную музыку. Некоторые его произведения дошли и до наших дней. По его нотам до сих пор во многих храмах Донской митрополии исполняется тропарь Пресвятой Богородице «Не имамы иныя помощи…».
За годы служения в Екатеринославе иерей Иоанн нес множество ответственных послушаний: был законоучителем и наставником православной веры, являлся членом цензурного комитета, входил в состав правления Екатеринославского мужского училища, был членом Попечительства о бедных духовного звания, входил в Строительную комиссию при постройке корпуса и домовой церкви Екатеринославского епархиального женского училища, нес послушание ключаря кафедрального собора. На протяжении многих лет отец Иоанн состоял в комитете Православного миссионерского общества, которое вело работу среди отколовшихся от Церкви Христовой протестантских и сектантских общин. Отец Иоанн проводил собеседования, диспуты, издавал миссионерскую литературу, разъясняющую и защищающую православное вероучение.

 
Особым поприщем, определившим во многом судьбу батюшки, было послушание законоучителя и наставника. Многие ученики отмечали, что «его уроки были уроками трудолюбия, смирения и взаимной любви. Отец Иоанн считал, что нет более высокого искусства, чем искусство воспитания. Выполняя нравственный долг педагога, развивая и облагораживая ум детей, пастырь старался еще более развить и облагородить их сердца на началах истины святой веры Христовой, как единственно правильно объясняющей истинное достоинство и назначение человека на земле».

 
Не осталась незамеченной и любовь подвижника к обездоленным и нуждающимся: 15 мая 1893 года за двенадцатилетнюю безвозмездную службу в Екатеринославском епархиальном попечительстве о бедных духовного звания отец Иоанн был награжден орденом святой Анны 3 степени. Также отец Иоанн входил в Кирилло-Мефодиевское братство, которое, среди прочего, назначало пособия для малоимущих.
В 1880-90-х годах отец Иоанн начинает регулярно посещать Введенскую Оптину пустынь. Это были годы духовного расцвета обители, когда святое старчество украсилось подвижническими трудами преподобного Макария Оптинского и его учеников.
В 1896 году в городе Нахичевань-на-Дону был построен и освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (ныне район города Ростова-на-Дону). Его сооружение было приурочено к 650-летию Невской битвы. Зная, что в Екатеринославе служит почитаемый в народе священник — иерей Иоанн Домовский, купечество города «выпросило» его у священноначалия, которое и перевело его на служение настоятелем в новопостроенный храм.

 
27 мая 1908 года отец Иоанн купил для своего семейства дом, который был расположен в десяти минутах ходьбы от Александро-Невского храма. Именно здесь вокруг пастыря начала складываться крепкая христианская община.

 
В семье отца Иоанна было четверо дочерей. Старшая из них, Зинаида вышла замуж за ветеринарного врача, двое — Анна и Анастасия были супругами священников, которые служили в храмах Нахичевани-на-Дону, младшая Варвара в 1904 году окончила Екатерининскую гимназию города Нахичевань-на-Дону, потом вышла замуж за Ивана Яковлевича Курбатова, впоследствии известного хирурга Мариинской больницы Ростова-на-Дону. Между 1902 и 1912 годами (точной даты установить пока не удалось) Мария Иосифовна, супруга отца Иоанна, скончалась.
В Нахичевани-на-Дону отец Иоанн помимо настоятельских обязанностей много лет преподавал в Екатерининской женской гимназии . Современники отца Иоанна вспоминали: «В женской Нахичеванской гимназии Закон Божий преподавал священник Иоанн Домовский — просвещенный и благочестивый батюшка, которого все очень любили. Иногда не подготовившиеся к уроку гимназистки просили отца Иоанна рассказать что-нибудь из Священного Писания, и батюшка так захватывающе пересказывал библейские события, что, казалось, сам был их непосредственным участником».

 
Отец Иоанн пользовался любовью и уважением за его доступность и за особое благоговение, с которым он совершал церковные службы. Особо притягивала людей к нему смирение, любовь ко всем, мир, который он вносил в общину. «Приехавший… священник Иоанн Домовский, — вспоминали о нем впоследствии прихожане, — сразу покорил собою паству. Многие испытали от него доброе пастырское отношение. При его настоятельстве чувствовалось твердое руководство жизнью, результатом было крепкое сплочение причта и благолепие храма».
13 июня 1899 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея, а через некоторое время, 30 августа «за усердно полезную деятельность по приходу и устроительству здания для церковно-приходской школы» обществом прихожан Александро-Невской церкви города Нахичевани на Дону отец Иоанн был удостоен наперсного креста, украшенного камнями, и почётного адреса. В 1910 году он был награжден орденом святой Анны 2-й степени, а 1914 году — орденом святого Владимира 4-й степени.

 
С годами вокруг отца Иоанна складывалась большая община, людей привлекал его молитвенный подвиг, благочестие и христианская любовь. Ядро общины составляла часть родных отца Иоанна — семья Варвары Иоанновны (у нее с Иваном Яковлевичем было двое детей – Георгий и Николай), Анна Иоанновна с двумя дочками, Марией и Ольгой. Кроме этого, у батюшки было несколько приемных дочерей (воспитанниц) — Надежда (цыганка), Александра и Анна. Своими в доме были и духовные чада батюшки — диакон Благовещенской греческой церкви отец Иоанн Попандопуло, Василиса Захаровна Коваленко и другие. К отцу Иоанну шли толпы верующих за советом, исповедью и духовной беседой, причем не только миряне Ростова и Нахичевани, но и священнослужители и монашествующие. За свое великое смирение и любовь к Господу и ближним подвижник удостоился дара исцеления и прозорливости.

 
История пастырского и духовного подвига протоиерея Иоанна Домовского тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую сам отец Иоанн, а за ним и все ростовчане называли «Нечаянная радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, простого письма, на небольшой дощечке. Отец Иоанн совершал молебны у этой иконы, и вскоре во время и после молебнов начали происходить исцеления бесноватых и больных. Так и возникло название «Нечаянная радость» — ведь эти чудотворения были неожиданными не только для паствы, но и для самого подвижника.

 
С годами здоровье отца Иоанна пошатнулось, у него развилась болезнь ног. 7 октября 1915 года протоиерей Иоанн Домовский по собственному желанию был почислен за штат, но остался почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился). Когда отец Иоанн ушел на покой, у него было намерение провести последние годы жизни в монастыре, «но старцы не благословили его, говорили: тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях».

 
Продолжая служить в Александро-Невском храме, где зачастую его появления ожидали толпы верующих, отец Иоанн основную часть своего времени посвятил молитве с народом у себя дома, в молитвенной комнате-келье. Комната отца Иоанна, как ее называли домашние «молельня», была святая святых дома. Этот дом в Нахичевани стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. По воспоминаниям свидетелей каждый день к отцу Иоанну шли люди. Он совершал молебны, исповедовал, давал духовные и жизненные советы, утешал народ в тяготах наступившей гражданской войны.

 
Вот как запомнилось служение батюшки его современникам: «За советом, за молитвой, за исцелением от болезни к нему приходили, приезжали издалека, из других городов. Ранним утром у его дома собирался народ. Вся улица была заставлена телегами, дрогами, подводами. Люди садились на бордюры тротуаров, ожидая приема. Приезжали к нему издалека за исцелением».

 
В 1920 году в Ростове вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Лопнули канализационные трубы и сточные воды перемешались с питьевой водой. Заболела внучка отца Иоанна Маруся, дочь Анны, старшей дочери батюшки. Девочке было лет одиннадцать. Доктор Курбатов поставил диагноз: «брюшной тиф». Положение больной было очень опасное. Батюшка помолился у себя в келье, взял Казанскую икону Божией Матери, которой исцелял больных, принес к Марусе и сказал: «Если можешь, смотри и молись». К утру температура спала и началось выздоровление. «В это же время к отцу Иоанну пришла моя мама, — рассказывает Алла Александровна Макаренко-Ясиновская, — Марфа Тимофеевна. После брюшного тифа у нее начались сильные головные боли. Врачи были бессильны. Батюшка помолился, помазал маму маслом из лампады и головные боли прошли».

 
До конца своих дней отец Иоанн проживал в Нахичевани-на-Дону (с 1928 года район города Ростова-на-Дону), постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском окормлении и помощи.

 
В 1920-е годы протоиерей Иоанн Домовский был уже не только пастырем для многочисленных верующих, но и вдохновителем сопротивления обновленческому расколу на Донской земле. В эти тяжелые годы внешних и внутренних нестроений отец Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры», воплощением верности Патриарху Тихону и канонической Церкви. В то тяжелое время, когда большинство храмов Ростова-на-Дону было поругано и отдано обновленцам, православные собирались в воскресные и праздничные дни у отца Иоанна в его келии, совершали богослужения в сопровождении хора, с любовью собранного батюшкой.
Протоиерей Иоанн Домовский был духовным отцом архиепископа Воронежского Захарии (Лобова), пострадавшего впоследствии за веру прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в лике священномучеников . Будучи епископом Аксайским, владыка Захария устанавливал переписку с сочувствующими канонической церковной власти священниками и приходскими общинами. Особенным духом любви и преданности проникнуто письмо владыки Захария своему духовному отцу — протоиерею Иоанну Домовскому: «С сыновней преданностью усердно приветствую Вас, дорогой мой духовный отец, с светлым праздником Р[ождества] Х[ристова]… О своей радости и духовном утешении в литургийных молитвах не могу Вам и передать. Только и восклицаю: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив". Не знаю, долго ли Господь продлит Свою милость на мне грешном. С чувством глубокого умиления вспоминаю приятные и дорогие мне встречи с Вами… молюсь всегда за Вас, прошу слёзно и Ваших святых молитв. Ваш грешный богомольник Еп. Захарий. 18 (31) декабря 1923 г.».

 
В 1927 году власти полностью передали обновленцам Александро-Невский храм. С этого времени отец Иоанн перестал его посещать, забрал из храма чудотворную икону и распорядился, чтобы по смерти его прах не проносили мимо собора, что и было исполнено. Он призывал православных не посещать храмов, занятых обновленцами, не принимать в свои дома священников из обновленцев.
Служение отца Иоанна находилось под пристальным вниманием со стороны властей. ОГПУ вело наблюдение за общиной отца Иоанна как минимум с 1923 года. Однажды в его доме был проведен обыск. Это событие и беседа со следователем нашли свое отражение в воспоминаниях О. Литвиновой: «Оставшись наедине со следователем, отец Иоанн сказал: "Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома". Следователь усмехнулся, но домой все-таки поехал и застал такую картину: жена стирала на кухне, а на балконе на примусе готовился обед. Балконная дверь была открыта, рядом в колыбели спал его сын. Ветром дверную занавеску унесло к примусу, она вспыхнула, и когда следователь вошел в комнату, пылающая занавеска уже приближалась к колыбели. Опоздай он на минуту, и пожар был бы неминуем. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: "Идите, батюшка, домой. Вас больше никто не тронет"».
Дело на членов общины отца Иоанна было заведено позже, после его смерти, в июле 1930 года. По этому делу в том числе проходил и иеромонах Захарий (Мажуга), будущий митрополит Тетрицкаройский Зиновий .

 
Земная жизнь протоиерея Иоанна Домовского, подвижника благочестия Донской земли, окончилась 9 марта 1930 года. Батюшка заранее знал о своей кончине. Он сказал родным: «Умру в Великий пост. И так как я Пасху не застану, то разговеюсь сейчас», — и съел яичко. Перед смертью отец Иоанн предрек, что его будут хоронить дважды. На похороны подвижника собрался многочисленный православный люд из Ростова-на-Дону и других городов. Отпевание совершал архиепископ Ростовский и Таганрогский Серафим (Силичев). Несли отца Иоанна на руках из дома до храма во имя Софии Премудрости Божией (ныне разрушен) — одного из трех храмов, не принадлежавших обновленцам, у стен которого подвижник Дона и был захоронен в первый раз.

 
Когда храм разрушали, а Софиевское кладбище закрывали, то стараниями дочери отца Иоанна — Варвары Ивановны и его духовных чад — семьи Сахаджиевых, честные останки отца Иоанна были перенесены на армянское кладбище. При перезахоронении крышка гроба треснула и стали видны нетленные руки и ноги отца Иоанна, но открыть гроб полностью не решились.

 
Воспоминания о протоиерее Иоанне Домовском включены в книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея». Владыка Вениамин писал их незадолго до своего отъезда с Ростовской кафедры в 1955 году. Отцу Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена его биография и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудесах по молитвам к отцу Иоанну.

 
После кончины отца Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиды, многие почитали отца Иоанна и испрашивали у него молитвенного предстательства.

 
В документе «Сведения об особо чтимых местах, чудотворных иконах и кликушах в благочиннических округах, отдельных приходах Ростовской епархии» из архива оперуполномоченного по делам религии в Ростовской области отражен факт посмертного почитания отца Иоанна. В документе имеется следующая запись: «В Пролетарском районе города Ростова-на-Дону, на бывшем армянском кладбище, имеется могила умершего… священника Домовского Иоанна, который весьма почитается верующими – "святым". Круглый год за этой могилой ведется уход, горит лампада, а в летние месяцы возле этой могилы собирается немало верующих женщин». Здесь же отмечено, что духовенство г. Ростова-на-Дону регулярно проводит панихиды. В этом же документе упоминается, что: «митрополит Вениамин (Федченков) 6 декабря 1955 года при служении в Александрийской церкви с кафедры объявил народу, что Иоанн Домовский — святой, а его могила — источник чудес и всяческих исцелений». Здесь же указывается, что митрополит Вениамин (Федченков) дает поручение о сборе материалов для подготовки канонизации нового угодника Божия Иоанна Домовского.

 
Несмотря на постоянное наблюдение за местом упокоения отца Иоанна со стороны гонителей Церкви, верующие не переставали посещать его могилу, на которой постоянно горела лампадка. Не прекращалось служение панихид священнослужителями. С 2000-х годов почитание еще более усилилось, панихиды на могиле отца Иоанна стали совершаться регулярно силами настоятелей приходов города Ростова-на-Дону. Было собрано много свидетельств о случаях исцеления на могиле подвижника.

 
В 2007-2010 годах силами прихожан ростовских храмов была проведена реконструкция надгробья его могилы и обустройство прилегающей территории, установлено мраморное надгробье, надмогильный крест и кованая ограда.

 
9 сентября 2021 года состоялся перенос честных останков отца Иоанна в церковную ограду, и отныне они покоятся в Александрийском храме города Ростова-на-Дону. Важно отметить, что данный храм изначально являлся кладбищенской часовней Софиевского храма, где изначально и был похоронен отец Иоанн. Сама часовня в 1942 году была перестроена в храм, который был освящен в честь утраченного Александро-Невского храма г. Нахичевань-на-Дону, где служил настоятелем отец Иоанн Домовский.

 
На армянском кладбище близ храма Сурб Карапет, где был захоронен протоиерей Иоанн Домовский, викарием Ростовской епархии епископом Таганрогским Артемием была совершена заупокойная лития, после чего состоялся перенос честных останков с городского кладбища под своды Александринского храма. На подворье храма под всеобщее пение тропаря Пасхи гроб с почившим праведником встретил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Владыка митрополит, обратившись к собравшимся, в своем слове отметил: «Мы не случайно поем с вами тропарь Пасхе Христовой, потому что перед своей смертью отец Иоанн пророчески произнес, что он не будет встречать Пасху земную, но встретит Пасху небесную. Поэтому, когда открывали его честные останки, у него в руках нашли яйцо – символ пасхальной радости. Эта радость заключается в единении человека с Богом».

После переноса честных останков отца Иоанна в храм, у его гробницы, по благословлению Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, духовенством города Ростова-на-Дону стали регулярно совершаться панихиды.