КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ


Протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1840г. в селе Покровском Екатеринославской губернии и уезда (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865г.), он уже через год был рукоположен во священники и 30 августа 1866г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.

Спустя год его ревность была отмечена церковным начальством: «За усердие к храму Божию преподано Архипастырское благословение от Преосвященного Платона». За время службы на сельском приходе о.Иоанн сумел собрать и воспитать хороший приходской хор, так, что в 1875г. он «переведен в г. Екатеринослав к Кафедральному Преображенскому Собору… и определен регентом Архиерейского хора».

В Екатеринославе началось его служение как законоучителя, наставника православной веры, в 1-м и 2-м классах епархиального женского училища.

Впоследствии о.Иоанн занимает в епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875г.), член цензурного отделения (1875-89гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского.

Протоиерей Иоанн Домовский числится в списках Кирилло-Мефодиевского братства, открытого при Екатеринославской семинарии с 1883-84 года, т. е практически с самого начала его существования, а в 1893-1894 году он уже упоминается как почетный член.

Протоиерей Иоанн Домовский на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. Примечательно, что этот комитет состоял примерно в равных частях из сословий: духовенство, крестьяне, мещане, небольшая часть - дворяне (в 1893 году в обществе всего было 108 человек). В пятом номере Епархиальных Ведомостей от 1 марта 1893 года прот. Иоанн упоминается как внесший один из наиболее крупных вкладов. Он и еще 10 священников пожертвовали вместе сумму 1236 руб. Сбор средств был не главным направлением деятельности братства. Обширная миссионерская работа: выпуск книг и листовок, учебных пособий, активная противосектантская деятельность, в том числе публичные диспуты – это только часть трудов, освещенная в прессе.

Не только деньгами благотворил о. Иоанн. 19 июня 1877г. был дан благотворительный духовный концерт хора архиерейских певчих, распорядителем которого были регент хора кафедрального Собора отец Иоанн, артисты Санкт-Петербургской оперы И.В. Матчинский и Е.Я. Соколова. Сбор от концерта для Красного Креста составил 274 руб. 40 коп. для попечения о больных и раненых воинах. За 12-летнюю безмездную службу в обществе попечения о бедных духовного звания священник Иоанн Домовский в 1893 году получил орден св.Анны 3-й степени.

С 1883г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом. В 1888 году был награжден наперсным крестом. С 1889г. заведовал подготовкой псаломщиков. В 1892г. священник Иоанн Домовский назначен законоучителем и духовником в Российское Общество Красного Креста в Екатеринославе и членом правления Семинарии, затем сверхштатным членом консистории.

В 1893г. состоялась поездка священника Иоанна Домовского вместе с правящим архиереем в Ростовский-на-Дону округ. Подробный рассказ о посещении Донского края о. Иоанн поместил в «Епархиальных Ведомостях».

15 сентября 1896г. о.Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

С апреля 1897г. о.Иоанн начал преподавать Закон Божий в Екатерининской женской гимназии и подвизался на этом поприще до 1918г.

Великою любовью пользовался он в причте, тем более в народе – за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», - так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон. «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899г. В 1914г. за заслуги перед Православным отечеством батюшка был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и, вскоре, - Св.Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, территория где находился храм находится в черте г.Ростова-на-Дону) .

Стоит рассказать и о семье о. Иоанна. У него с супругой – Марией Иосифовной (1848 или 1849 года рождения) было четыре дочери: Зинаида (ок.1870 г.р.), Анна (ок.1873 г.р.), Анастасия (ок.1875 г.р.) и Варвара (ок.1886 г.р.). Анна и Анастасия были замужем за священниками, Зинаида за ветеринарным врачом, и жили они в разных городах. Однако после войны (возможно, первой мировой) Анна овдовела и с 2-мя дочерьми поселилась у отца. Варвара всегда жила в отчем доме, в 1904г. окончила Екатерининскую гимназию, потом вышла замуж за Ивана Яковлевича Курбатова, впоследствии известного хирурга Мариинской больницы.

Поселившись в пригороде г. Ростова – Нахичевани-на-Дону, 27 мая 1908г. о.Иоанн купил дом, который был расположен в 10 мин. ходьбы от храма. Согласно архивным данным, о. Иоанн овдовел между 1902 и 1912 гг. Можно предположить, что переезд в новый дом был связан именно со смертью матушки Марии и желанием сменить обстановку.

Вероятно, еще до революции в этом доме начинает складываться община в первохристианском духе. Ее ядро составляла часть родных о. Иоанна – семья Варвары Иоанновны (у нее с Иваном Яковлевичем было двое детей – Георгий и Николай), Анна Иоанновна с двумя дочками, Марией и Ольгой. Кроме этого, у батюшки было несколько приемных дочерей (или воспитанниц) – Надежда (цыганка), Шурочка, Анна (а, возможно, и другие) и послушниц – прозорливая Анна Антиповна (дата смерти 1956; она похоронена слева от могилы о. Иоанна), горбатая Дунечка, Ульяна, Матрена Гавриловна («баба Мотя»). С некоторых пор в доме проживал и Христа ради юродивый Емельян, который так же имел дар прозорливости, предвидел приближение смерти людей. Он отбирал посетителей батюшки: кого пускал, кого прогонял. Своими в доме были и ближайшие духовные чада батюшки – диакон Благовещенской греческой церкви о.Иоанн Попандопуло, Васса (Василиса) Захаровна Коваленко и другие.

История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери которую ростовчане назвали – «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), который в бытность свою правящим архиереем Ростовской епархии собирал свидетельства о пользовавшемся широким народным почитанием о. Иоанне Домовском, о.Иоанну принесли данную икону в дар. Через некоторое время, приводят одержимую женщину: руки у нее связаны. Она была буйная. Просят отца Иоанна отслужить молебен на принесенной в дар иконе. Он ее вытер и вынес на середину храма. И когда служили молебен, одержимая бесом билась, корчилась, кричала. По окончании молебна о.Иоанн сказал: Развяжите ей руки! Но те, кто ее привез, сказали: Батюшка! Она всех перебьет! Отец Иоанн сам стал развязывать ей руки. Женщина начала молиться, чувствуя себя совершенно здоровой. Это чудо сильно подействовало на о. Иоанна и на всех присутствующих. С того дня ежедневно приходили и приезжали из области больные и получали исцеления. Духовенство и люди замечать стали, как икона обновлялась: лик Богоматери сделался видимым, и постепенно появился лик Богомладенца. Наблюдал за этим художник Черепахин. Он сам был удивлен таким явлением. И молился перед этим образом. Вот со времени, как появилась эта икона, храм стали расширять, и он уже стал собором. Очень многие получали исцеление от иконы Божией Матери, приходили люди и благодарили за милость, полученную ими от святыни. «Часто о.Иоанна просили на дом с келейной его иконой Божией Матери – отслужить молебен, разные были скорби у людей, скажем, случилась ссора у супругов вплоть до развода, но по молитве о.Иоанна все проходило, - вспоминала воспитанница батюшки. В Екатеринославских ведомостях за 11 октября 1915 года имеется заметка священника В. Михалевича о почитании данной иконы в Александро-Невском храме. Описывается, что данная икона «помещена в особый киот с массой лампад и свеч»

По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) (+1961) «В 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. «…молельня была святая святых дома – это была комната о. Иоанна. …. В молельне была удивительная тишина и покой, воздух всегда был чист. Самое большое впечатление на меня производили иконы. У нас в доме тоже были иконы, это было привычным для меня. Иконы о. Иоанна были удивительными. Среди икон в келье находилась Казанская икона Божией Матери, перед которой о.Иоанн исцелял недугующих. Когда я входила в молельню, на душе становилось легко и хотелось сделать что-то доброе. Моя маленькая душа переполнялась восторгом, и это чувство не утрачено. Оно со мной. Мама меня предупреждала, чтобы я вела себя в доме о.Иоанна смирно, но этого не надо было делать – так умиротворяюще действовала на меня молельня о.Иоанна».… Вот как запомнилось служение батюшки его современникам: «За советом, за молитвой, за исцелением от болезни к нему приходили, приезжали издалека, из других городов. Ранним утром у его дома собирался народ. Вся улица была заставлена телегами, дрогами, подводами. Люди садились на бордюры тротуаров, ожидая приема. Девочкой, выходя за ворота, я видела – вся улица была заставлена подводами. Приезжали к нему издалека за исцелением».

«Мы с мамой часто ходили в храм святого благоверного князя Александра Невского. Там служил о.Иоанн. Однажды, после Литургии, когда все подходили ко кресту, к о.Иоанну подошла женщина и плюнула ему в лицо. Отец Иоанн поднял крест над ее головой и стал молиться. Она оплевала ему все лицо!.. Вдруг раздался грубый мужской голос: «Уйду только через тебя на сорокоуст». Потом мы узнали о том, что батюшка сорок дней молился о женщине и изгнал из нее беса».

До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

«Тетя моя, Татьяна Николаевна Береславич, будучи ребенком, была со своей мамой Клавдией Тимофеевной у старца – у нее тяжело заболел отец, и врачи советовали удалить желчный пузырь. Все в доме очень боялись этой операции. «Маленький домик, - вспоминала Татьяна Николаевна, - в котором отец Иоанн принимал людей, находился в Нахичевани. Прямо с улицы мы попали в маленькую комнату (келью). Батюшка показался мне худеньким, беленьким и весь как бы светился. Он погладил меня по голове и сказал матери: «Не бойся. Пусть делает операцию. Все будет хорошо». И все сбылось по молитвам старца».

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

Осенью 1922г. в Ростове прошел епархиальный съезд духовенства и мирян. Вначале делегатам была предложена к принятию программа реформ Церковной жизни полностью совпадающая с обновленческой. Однако, при ее обсуждении, многие высказали несогласие по тем или иным пунктам. Священник Алексей Трефильев вообще анафематствовал съезд от имени «союза ЕССАЦ.» (т.е. т.н. апостольской Церкви, о ней говорится ниже), обвинив его в обновленчестве.

Но, в конце концов, съезд по многим, наиболее радикальным пунктам, отверг программу реформ, не вступил в общение с Живой Церковью. Отец Алексей Трефильев примирился с членами съезда. Таким образом большинство духовенства, отвергнув обновленчество, заняло выжидательную позицию, т.к. ситуация была слишком неясной и противоречивой. По требованию защитников Православия, на съезде было зачитано письмо протодиакона Димитрия Новочадова, в котором он объяснял свой отказ служить в Кафедральном Соборе, занятом обновленцами. Кроме прочего, он ссылается на о. Иоанна: «Если угодно Приходскому Совету знать истину, до благоволит он пригласить на свое заседание протоиерея о. Иоанна Домовского, всеми уважаемого пастыря и пусть он рассудит, выслушав обе стороны, кто прав… Если этого Приходской Совет не пожелает, то значит он не хочет знать правды, святой истины, а желает идти за слепыми вождями, которые приведут себя и своих последователей в яму, куда мне не по пути…».

Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.

Когда часть Александро-Невского собора была передана обновленцам, о.Иоанн перестал его посещать, и распорядился, «чтобы по смерти его прах не проносили мимо собора, что и было исполнено». Он призывал православных «не посещать храмов, занятых обновленцами, не принимать в свои дома священников из обновленцев. Известно, что о. Иоанн несколько раз подвергался допросам со стороны ОГПУ, с одним из этих допросов связано чудо прозорливости о. Иоанна. Когда его вызвали к следователю, то священник настоятельно рекомендовал ему незамедлительно отправиться домой, т.к. он там очень нужен. Следователь поверил о .Иоанну и поехал домой, где как оказалось из-за оставленного без присмотра примуса, загорелась гардина и огонь чудом не успел перекинуться на колыбель с ребенком. После этого случая следователь вернулся к о. Иоанну и сказал: «Батюшка езжайте домой, больше вас никто не побеспокоит».

Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен, при бывшем Софиевском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, - что и исполнилось.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

После смерти о. Иоанна, к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужителя Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиду. В частности это отражено в документе «Сведения об особо чтимых местах, чудотворных иконах и кликушах в благочиннических округах, отдельных приходах Ростовской епархии». В данном документе имеется следующая запись: «В Пролетарском районе города Ростова-на-Дону, на бывшем армянском кладбище, имеется могила умершего в 1929 году священника Домовского Иоанна, который весьма почитается верующими – «святым». Круглый год за этой могилой ведется уход, горит лампада, а в летние месяцы возле этой могилы собирается немало верующих – женщин». Здесь же отмечено, что духовенство г. Ростова-на-Дону проводит панихиды на могиле о.Иоанна.

Определенный интерес представляют записки прихожанки Свято-Вознесенского храма г. Ростова-на-Дону Ирины Николаевны Павлюк. Она подробно описала, как в 2007-2010 гг. производилась, силами прихожан ростовских храмов, горячих почитателей и почитательниц памяти протоиерея Иоанна Домовского, реконструкция надгробья его могилы и обустройство прилегающей территории. Этот рассказ повествует о том, как необыкновенно успешно, не располагая практически никакими материальными средствами, этим скромным труженикам, надеявшимся всецело лишь на милость Божию и молитвенное предстательство о. Иоанна Домовского, удалось создать мраморное надгробье, установить художественно изготовленный надмогильный крест, кованую ограду.

В 2002 году была выпущена книга посвященная протоиерею Иоанну Домовскому «В память вечную будет праведник».

В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабла. Но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле..