КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
архиепископ ростовский и таганрогский дионисий (прозоровский)
архиепископ Ростовский и Таганрогский
25 октября – день памяти архиепископа Дионисия (Прозоровского).
Родился будущий Владыка в семье священника 6 августа 1871 года в селе Соккармола (Сок-Кармала) Бугурусланского уезда Самарской губернии. Отца будущего священномученика звали Дмитрием, и своего сына родители, также, назвали Дмитрием.
Мальчик рано лишился отца, его детство прошло в бедности [6], но он всегда был добрым, отзывчивым, бесхитростным человеком. Из-за своей простоты он часто на протяжении жизни попадал в неприятные ситуации и испытывал многоразличные сложности.
По промыслу Божию Владыка проходил свое пастырское служение в самых разных уголках нашей Родины. География его местопребывания широка и разнообразна. Преосвященный не оставался на одном месте более четырех лет в течение всей своей жизни. Он, согласно словам апостола Павла, жил как странник на земле, не имеющий «зде пребывающего града» (Евр. 13:14), но всегда был там, где в нем нуждались и неуклонно стремился к своей конечной цели - грядущему граду Небесному.
Первые годы его служения, были, в основном, связаны с работой на ниве духовного просвещения и церковного образования.
Закончив в 1891 году Самарскую духовную семинарию, Димитрий сначала служил псаломщиком и учителем сельской школы в селе Кротовка Самарского уезда Самарской губернии, а затем, в 1892 году был рукоположен и продолжил служение в священном сане.
В 1894 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где во время обучения принял монашский постриг с именем Дионисий. По окончании академии со степенью кандидата богословия, он был определен преподавателем Рижской духовной семинарии в Лифляндской губернии.
В 1900 году иеромонах Дионисий становится инспектором Духовной Семинарии в городе Благовещенск, Амурской области. Вскоре, в 1901 году его возводят в сан архимандрита и назначают ректором этой же Семинарии. Архимандрит Дионисий входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского епископа Никодима (Бокова), участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов, был редактором «Благовещенских Епархиальных Ведомостей».
В 1905 г. в связи с напряженными отношениями губернатора и епископа Никодима, как сторонник архиерея он был удален из Благовещенска определен на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил архиепископ под началом Санкт-Петербургского и Ладожского митрополита. Антония (Вадковского), который возглавлял движение по возрождению в Церкви соборности и восстановлению Патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митрополита Антония.
В январе 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиепископа Георгия (Орлова) и астраханского губернатора, Дионисий подготовил речь перед выборами членов II Государственной Думы. В ней архимандрит осудил левые политические силы, разрушавшие государство, уничтожавшие традиции и веру через распространение в обществе ложных понятий о свободе и призвал избрать таких людей, «которые в случае необходимости не побоялись бы мученичества за веру, Царя и Отечество». При советской власти эта речь послужила основанием для обвинений Дионисия в «борьбе против революционного движения».
В 1907 году определен ректором Якутской духовной семинарии и духовного училища, где служил в суровых условиях, отличался редкой щепетильностью в отношении казенного имущества, заботился об учащихся. Однако, архимандрит Дионисий попал в немилость к местным властям, причиной чему было общение с политическими ссыльными, и с 1910 года отец Дионисий переводится в смотрители Архангельского духовного училища.
6 августа 1912 года состоялась хиротония Дионисия во епископа Петровского, он был назначен 2-м викарием Саратовской епархии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. Хиротонию в Преображенском монастыре г. Саратова совершили епископ Саратовский Алексий (Дородницин), епископ Уральский Тихон (Оболенский), епископ Козловский Григорий (Яцковский) и епископ Вольский Досифей (Протопопов).
Последующий период жизни Священномученика был связан с управлением несколькими кафедрами и епархиями.
16 декабря 1916 года епископ Дионисий становится епископом Кустанайским, 1-м викарием Оренбургской епархии. Здесь Владыка пережил все события, связанные с революцией и гражданской войной. Он возглавил движение духовенства Тургайской области, направленное на образование самостоятельной Кустанайской епархии, вызвавшее резкую отповедь и противодействие архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова), и закрывшего своей властью Кустанайское викариатство.
В связи с отъездом из Оренбурга архиепископа Мефодия, С 21 сентября 1918 епископ Дионисий находился временно исполнял обязанности управляющего Оренбургской епархией на территории, контролируемой Красной Армией.
Под попечением Владыки Дионисия находилась миссионерская деятельность в епархии, включая окормление всех единоверческих приходов. Он являлся руководителем оренбургской пастырско-миссионерской школы, председателем Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества и Миссионерского совета.
В марте 1919 г. Владыка Дионисий был впервые арестован Особым отделом Реввоенсовета при штабе 1-й армии Восточного фронта, но 20 марта освобожден «за неимением данных о противодействии Советской власти».
30 сентября 1919 года Владыка получает назначение во епископа Челябинского и Троицкого. В Челябинске епископ Дионисий перенес суровые испытания - голод 1921-22 гг. и раскол РПЦ. Он энергично занялся организацией церковной жизни в епархии, регулярно объезжал приходы.
В этот период начинается активная борьбы Владыки Дионисия с обновленцами.
В Челябинске в то время началось движение в сторону союза с обновленчеством, и епископ Дионисий выступил резким его противником. Он не признал обновленческого церковного управления и заявил буквально следующее: «Я в свою очередь всех восставших против иерархии и требующих обновления церкви, считаю отпавшими от православной церкви».
В январе 1921 г. Владыка был подвергнут обыску, у него изъяли воззвание, относящееся к периоду подготовки Всероссийского Поместного Собора и письма к нему Патриарха Тихона от 4(17) февраля 1919 г. по поводу необходимости сохранения святых мощей.
Обновленцы попытались было отстранить его от управления епархией, но он был поддержан значительной частью местного духовенства (Холмогорцев, Львов и др.), в результате чего в Челябинской губернии, как и в других областях страны, произошел раскол и стали существовать епархиальные управления различных течений в РПЦ – «тихоновское», обновленческое и др.
Епископ Дионисий возглавлял общины сохранивших верность Патриарху. Чекисты, бдительно наблюдавшие за религиозной ситуацией в губернии, в сводке за 16-31 января 1922 г. отметили – «попы поднимают голову», - увидев причину этого в поездке епископа Дионисия по губернии. В апреле 1922 года в Челябинской губернии, как и по всей стране, было проведено изъятие церковных ценностей.
Епископ Дионисий занял в отношении этой кампании властей лояльную позицию. Он разрешил, вслед за Патриархом св. Тихоном, сдавать на цели помощи голодающим ценности, не имеющие богослужебного употребления. Так епископ Дионисий стремился защитить храмы от разграбления и осквернения. В информационной сводке Челябинской ЧК за 21-23 апреля 1922 г. сообщалось о «контрреволюционной агитации» со стороны Владыки, который, объезжая епархию, «призывал крестьян защищать церковь от богоотступников». На него обрушился шквал критических публикаций в периодической печати, где Преосвященного обвиняли в нежелании помогать голодающим.
30 июня 1922 г. Владыка Дионисий был вызван в Челябинский губотдел ГПУ, где от него потребовали подчиниться ВЦУ или в противном случае оставить епархию и удалиться в монастырь. Владыка отказался выполнить это требование и был арестован прямо в кабинете, где происходил допрос. Постановлением ВЦУ от 19 июля он был уволен от управления епархией «за контрреволюционную скверну». Содержался под стражей при губотделе ГПУ, затем - в челябинской тюрьме, в одиночной камере со строгой изоляцией. Преосвященный отрицал предъявленные ему обвинения в «антисоветской деятельности» и настаивал на своей невиновности, ссылаясь на декреты о свободе совести и об отделении Церкви от государства.
В советской прессе, через месяц после ареста епископа, в газете "Советская правда" прошла серия публикаций, направленна на дискредитацию арестованного церковного иерарха. Его обвиняли в воровстве, внеобузданной роскоши, которой он, якобы, предавался в то время, когда в стране многие голодали.
Епископ Дионисий пытался объяснить свою позицию по изъятию церковных ценностей корреспонденту «Советской правды»: «Мы и так, по возможности, помогаем голодающим, говорим в церквях проповеди о пожертвованиях, в деревнях устраиваем помощь нищим, бесприютным, а относительно пожертвования церковных ценностей я скажу: епископ не имеет никакого права распоряжаться ими, ибо они принадлежат исключительно верующим».
В октябре того же года он был этапирован в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. На допросе заявил, что не признает ВЦУ законной церковной властью и считает каноническим Главой Церкви Патриарха Тихона. С января 1923 г. Владыку вновь вернули в Челябинскую тюрьму.
Никаких серьезных доказательств вины епископу предъявлено не было, однако, на основании дореволюционных выступлений владыки Дионисия был сделан вывод о том, что он «являет разительный пример отъявленного черносотенца, который в течение десятков лет, пользуясь своим положением и влиянием, систематически занимался реакционной политической деятельностью". Обвинение в том, что владыка Дионисий "яро выступал против изъятия церковных ценностей», подкрепляется лишь тем, что епископ якобы в селе Ивановском призывал верующих 2сплотиться и дать отпор... самозваной советской власти.
В апреле 1923 г. Челябинским губернским судом был обвинен в «активной борьбе против рабочего класса и революционного движения» и приговорен к расстрелу по ст.67,123 УК РСФСР. Однако, учитывая давность «части совершенных преступлений», суд «проявил гуманность» и заменил расстрел на 7 лет 2 месяца и 14 дней тюрьмы со строгой изоляцией, учитывая почти год тюремного заключения в Москве.
После заявления патриарха Тихона (Беллавина) в Верховный суд РСФСР от 16 июня 1923г. с «раскаянием» и просьбой освободить из тюрьмы, власть позволила себе поиграть с церковью в либерализм, освобождая священников из-под стражи (ради этого патриарх и согласился на уступки). Епископ Дионисий был освобожден досрочно в 1925 году, отсидев в тюрьмах Челябинска и Владимира.
После освобождения в 1925 году, Владыка вновь был назначен на Челябинскую кафедру. Однако, ему пришлось выехать в г. Троицк Оренбургской губернии по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита священномученика Петра (Полянского). В городе Троицк сложилось тяжелое для Православной Церкви положение, в результате прообновленческой политики предшествующего епископа Николая (Амасийского), проводившего политику примирения с обновленцами [2]. Даже по приезде епископа Дионисия, он публично высказывался за необходимость участия в обновленческом соборе. В результате энергичных трудов епископа Дионисия, разъяснившего верующим недопустимость для православных участия в раскольничьих (в данном случае обновленческих) собраниях, на епархиальном съезде присутствовали всего три священника и два мирянина от православных.
В начале 1926 г. Преосвященный выезжал в Нижний Новгород для выяснения положения церковных дел после ареста митр. Петра к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси).
Вскоре епископ Дионисий был назначен на Оренбургскую кафедру с возведением в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. 2 апреля 1926 г. в числе 26 архипастырей подписал «Суждение» с порицанием раздорнических действий членов ВВЦС и поддержкой канонических мер прещения, принятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
В ноябре 1926 г. Владыка был назначен временным управляющим Ташкентской и Туркестанской епархией (по другим данным, был выслан в Ташкент властями), где в то время возникло разделение между сторонниками викарного Семиреченского епископа Сергия (Лаврова), которого подозревали в обновленчестве, и вернувшегося из ссылки Ташкентского епископа святого Луки (Войно-Ясенецкого). Владыке Дионисию (Прозоровскому) не удалось прекратить разделение, т. к. он не был принят общинами, признававшими епископа Луку. После полугодового пребывания в Ташкенте он вернулся в Оренбург.
Владыка поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. В мае 1928 г., он стал членом Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) и подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митрополита священноисповедника Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов.
В ноябре 1928 г. Дионисий назначен архиепископом Феодосийским, временно управляющим Таврической (Крымской) епархией, и проживал в Феодосии.
С 26 июня 1930 г. Владыка перемещен на Иркутскую кафедру, с проживанием в Иркутске. Деятельный Владыка сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при некоторых храмах Иркутска им были созданы православные сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству.
В Иркутске Владыку Дионисия (Прозоровского) снова арестовали 2 апреля 1933 г. как главу «нелегальной контрреволюционной группы духовенства, проводившей организованную помощь контрреволюционному высланному духовенству» и «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». Обвинялся он, также, в распространении провокационных слухов (ст. 58-10, -11 УК РСФСР). Однако 16 июня Владыка был уволен на покой и 22 августа дело было прекращено.
Вскоре, уже 3 сентября 1933 г. Владыка Дионисий назначается на должность архиепископа Минусинского, с проживанием в г. Минусинске.[4] 16 января 1934 г. Владыка становится архиепископом Ачинским и Уфимский, но в должность, очевидно, не вступил.
3 мая 1934 г. его перемещают на Уфимскую кафедру.
В январе 1936 г. Владыка вновь вынужден переезжать, в связи с назначением архиепископом Ростовским и Таганрогским. Проживал Владыка в поселке Батайск у сестры, близ Ростова-на-Дону.
15 марта 1936 года в Ростове-на-Дону он был снова арестован УНКВД Азово-Черноморского края. Ему было предъявлено обвинение по статье ст.58–10 УК РСФСР. А 17 июля того же года был приговорен к 3 годам ИТЛ. Свой срок Владыка отбывал в тюрьме г. Новочеркасска, а с марта 1937 г. — в лагере для инвалидов под Томском (в Томской ИТК-2).
Однако, уже 25 августа 1937 года, Владыку арестовывают еще раз, уже в заключении. Такое распоряжение издал уполномоченный Томской ИТК-2 УГБ УНКВД Западно-Сибирского края Крысов [2]. Обвинялся Владыка Дионисий в том, что как член «кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России», по заданию митрополита Сергия «активно готовился к вооруженному восстанию» и «вел контрреволюционную агитацию», среди заключенных.
13 октября того же года Владыка Дионисий был приговорен к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Новосибирской области.
Расстреляли Владыку Дионисия, согласно документам между 23-25 октября 1937 года в Томске вместе с другими епископами, священниками, монахами - заключенными Томской ИТК-2.
На всем протяжении своего епископского служения Владыка Дионисий был уважаем духовенством, он оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. Владыка в своих выступлениях и речах подчеркивал роль Церкви как «основы Русского государства», защищал церковную иерархию, каноны и основные установления, называя их сущностью православного вероучения. За свою деятельность Владыка был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1902), св. Владимира 4-й (1908) и 3-й (1913) степени.
В августе 1989 года епископ Дионисий (Прозоровский) был реабилитирован прокуратурой Иркутской области.