КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено 9 октября (26 сентября по старому стилю).
На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.
Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.
Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности.
Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу - Кызыкермен с цитатой о Капернауме.
Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.
24 июня 1641 года огромная, снабженная мощной артиллерией, турецкая армия высадилась на берег Дона. Согласно турецкой раздаточной ведомости она состояла из 240 тыс. воинов, не считая землекопов и «черных мужиков». Вместе с флотом армия насчитывала около 300 тыс. воинов, причем на стороне турков воевали наемники из других стран. Это были немецкие инженеры, французы, крымские татары, улусы, черкесы из Кабарды и др.
Казаки все свое упование возложили на Господа, Божию Матерь и Святых Угодников -Иоанна Предтечу и Николая Чудотворца - и называли себя не иначе как людьми Божиими. В сиденье свое, которое длилось четыре месяца, наложили они на себя пост, чистоту душевную и телесную держали, и молились со слезами. И явили им милость Свою Божия Матерь и Святые Угодники – помогли казакам выстоять в неравной битве. Горстка казаков отбила двадцать четыре приступа неприятеля.
Большая флотилия кораблей блокировала Азов с моря. Мины, заложенные под стены, и осадные пушки разрушили крепость. Все, что могло гореть – сгорело. Но оставшиеся в живых не сдавались. После последней атаки, длившейся не прекращаясь четырнадцать дней и четырнадцать ночей, казаки, чувствуя, что их силы иссякают и приближается конец, взывают к небесным покровителям, святым заступникам Русской земли. В ответ на это было им многим явление Божией Матери, стоящей на воздухе посреди г. Азова со св. Иоанном Предтечею и Николаем Чудотворцем. Ободряла дух казачий Пресвятая Богородица и говорила им: «…И вы, братие, не пецытеся, отжените весь страх от себя – не пояст вас николи бусурманский меч. Положите упование на Бога …» Сам образ явления Божией Матери был запечатлен позже в иконе Азовской Божией Матери. Через 60 лет после осады крепости, упоминание об этой иконе мы находим в «Киево-Печерском патерике».
Не только Царица Небесная, но и Святые Угодники Божии - Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец, которых так чтили и просили у них заступничества казаки, реально помогали в войне с турками.
По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, на стороне казаков воевали два молодых и храбрых война в одежде ратной и с мечами и многих побивали солдат турецких, распластывая их пополам. Да и казаки замечали, что это дело рук Божиих, не было у них таких удальцов.
В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.
В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.
Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом.
Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.
Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».
ОПИСАНИЕ ОБРАЗА.
С первого взгляда Азовская икона поражает многообразием изображенного на ней — здесь и Господь Бог, и Пресвятая Богородица, и ангелы, и святые, и простые люди; а также конные всадники, различные символы, целые города и даже пронзенный дракон. Этот уникальный памятник русской иконописи обладает глубоким историко-богословским смыслом, в котором разобраться непросто. Иконе этой даже посвящено несколько научных исследований. Попробуем прояснить, хотя бы в общих чертах, о чем говорит нам этот святой образ. Надо сказать, что он не был явлен миру чудесным образом, как многие другие иконы Матери Божией.
Азовская — , существует несколько списков этой иконы. Многое становится понятным, если знать, что икона написана в память победоносных сражений русских против турок, дабы показать последователям православной веры, насколько сильным может быть покровительство Богородицы. Войны проходили в 1695-1696 годах на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.
Рассмотрим образ. Икона как бы условно поделена на две части: первые два ряда — Царство Небесное, здесь в облаках изображены ангелы, Святая Троица, Богородица и святые покровители Русской земли, ниже — царство земное.
Богородица изображена во весь рост. Она стоит на облаках с Младенцем Христом, ее руки воздеты в молитве. За спиной у Пресвятой Девы — двуглавый российский орел, держащий в лапах скипетр и державу — символы государственности, а это значит, что Азовская Божья Матерь — заступница всего государства Российского. Особо внимательные заметят удивительную закономерность: как у двуглавого орла распростерты крылья над миром, так и у Богоматери, и у Младенца Иисуса распростерты руки над землей. Это также символизирует Божье покровительство над Россией.
Над головой Богородицы радуга, на которой красными буквами вынесены слова «Знамение множества мира». Приблизительно эти слова можно понять так: Сама Пресвятая Богородица (Она и есть Знамение) охраняет благочестивое и справедливое царство, мир в нем. С другой стороны эти слова указывают на принадлежность Азовской к знаменному типу Богородичных икон, на которых Богомладенец изображен на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс. Сама же радуга — символ мира на земле. Как после грозы природа успокаивается и на небе мы видим радугу, так и в России, после угрозы со стороны Турции, а затем успешного похода, устанавливается мир.
В верхней части иконы, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Надо отметить что на иконе изображена Ветхозаветная Троица, что является некоторым нарушением канонов иконографии. Но такие иконы можно встретить в некоторых православных храмах. Бог-Отец изображен в виде старца с зеленой ветвью в левой руке, а правой Он благословляет мир.
В первом ряду мы видим изображения Апостола Петра (слева) и святого Алексия Человека Божия (справа). Они изображены не случайно, ведь Апостол Петр — небесный покровитель Петра I, который был инициатором Азовских походов, а святой Алексий — его старшего сына цесаревича Алексия. Рядом с изображениями этих святых — свитки с надписями о мире и благодати.
Икона вообще не содержит батальных сцен, а в надписях говорится исключительно о мире.
Во втором ряду слева и справа от Богородицы расположены святые молитвенники за русскую землю: Антоний, Феодосии и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк Печерские.
Третий ряд — это уже царство земное. Слева мы видим всадника на белом коне, поражающего копьем крылатого дракона. Внешне этот всадник очень напоминает святого Георгия Победоносца. Только вот над его головой нет изображения нимба, как над святыми. Кто же это? Интересно, что на некоторых ранних иконах «Азовской» во всаднике прослеживается портретное сходство с князем В. В. Голицыным, который был предводителем Азовских походов. Изображенный рядом лев возможно символизировал Швецию, войну с которой Петр объявил на следующий день по заключении мира с Портой.
Внизу справа — в полном боевом обмундировании выстроились пешие и конные воины. А в самой нижней части иконы изображены освобождённые города и русские крепости — Азовская и Кизи-Кермен. (Кизи-Кермен — турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 году).
Обратимся вновь к изображенной в центре иконы Пресвятой Богородице. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Она была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А написанная в то время Азовская икона прославилась во всем мире и продолжает сохранять и приумножать веру людей.
Семёнова, Г. Икона Божией Матери Азовская / Г.Семёнова// Божий мир, 2018.- №4.- С.9.