КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О “СПЯЩИХ СВЯТЫХ” В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИРЛАНДИИ
При всем изобилии разного рода реликвий и огромном количестве местночтимых святых, имена которых содержатся в месяцесловах, о почитании гробниц и мощей подвижников в средневековой Ирландии известно очень мало. Как выглядели эти могилы, где они находились? Что делали со священными останками - оставляли лежать в земле или заключали в ковчеги-реликварии? В чем выражалось почитание святых гробниц?
В большинстве случаев мощи святого основателя почивали в земле на церковном кладбище. Ирландцы четко отгораживали священную территорию церкви от внешнего мира, разделяя её, в свою очередь, на три зоны "возрастающей святости". В сердце монастыря или церковного поселения находился главный храм, окруженный кладбищем: этот участок считался "священнейшим", sanctissimus. Преступление, совершенное в таком месте, считалось оскорблением святых, которые там почивали.
Неудивительно, что, когда по всему острову на месте старых храмов возводились романские или готические соборы, приходские церкви, аббатства, на западе Ирландии долго сохраняли старые традиции церковного строительства и обычаи, связанные с почитанием местных святых. Ранние церковные поселения Керри, Коннемары, Донегола отличаются архаичной архитектурой и планировкой. По косвенным соображениям, они могут относиться к VIII-IX векам, эпохе, которая непосредственно предшествовала появлению викингов. Некоторые исследователи датируют разные плиты и стрелы, которые сохранились среди руин этих послелений, VII столетием; другие полагают, что они были созданы в IX-X вв. Радиоуглеродный анализ показал, что небольшая церковь (молельня) на острове Иллонлохан использовалась примерно между 640 и 790 гг. Самые ранние захоронения там были сделаны в начале VII в., а последние постройки воздвигнуты во второй половине X в. Другие церковные поселения существовали XV в. и, вероятно, позднее. Некоторые из этих разрушенных святынь до сих пор пользуются почитанием среди окрестного населения, а еще несколько десятилетий назад бытовали связанные с ними поверья и предания.
Среди руин небольших монастырей и церковных поселений можно видеть гробницы, в которых, по преданию, похоронены местные святые - основатели и первые строители церквей. Такая гробница в местной традиции нередко именуется leaba (от древнеирл. lepaid - "ложе, кровать"; в англоязычной местности "Bed"). Обычно leaba представляет собой надгробную плиту, иногда в головах и ногах поставлены еще две плиты с высеченными крестами. В других случаях leaba - гробница, сложенная из четырех каменных плит. Нередко она находится у алтарной стены церкви или часовни, напоминая собой вытянутую вдоль стены каменную лавку.
В случае, если "ложе святого" находилось внутри церкви,она могла получить название teach - "дом". Среди руин монастыря на острове Инишмуррей находится небольшая церковь, Teach Molaise - "дом Святого Молаше". Внутри храма Leaba Molaise, гробница в форме каменной лавки, отмечает погребение святого. Во многих других местах сохранились такие же церквушки-"дома" святых, которые считались местом их захоронения. Эти церкви были одним из древнейших каменных построек в Ирландии и пользовались особым почитанием. Их обычно держали на замке и открывали только по важным поводам.
О воскресении мертвых в Судный день говорится уже в константинопольском Символе Веры: "Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века". Памятуя слова Христа, обращенные к апостолам, - "вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить
двенадцать колен Израилевых" (Мф. XIX. 28), - они полагали, что и другие святые получат власть судить людей. Почти каждая церковь имела своего святого, который был небесным покровителем для окрестного населения. Особое значение придавалось эсхатологическому аспекту обладания могилой святого: очень сильным было желание оказаться в момент всеобщего воскресения ближе к святому, который возьмет тебя под свою защиту.
"...Однажды Святой Брендан Мореплаватель решил посетить свою сестру, жившую в отдаленном монастыре. Пробыв у нее некоторое время, он почувстовал приближение смерти и велел ученикам отвезти свое тело в собственную церковь в Клуан Ферта. После смерти Брендана клирики положили его в повозку и направились обратно. По пути назад они встретили одноглазого человека, который поинтересовался, что они везут. Пойдя и увидев тело, он свирепо вскричал: "Оставьте тут Божьего святого! Здесь, о Божий святой, произойдет твое воскресение!". Клирики смогли продолжить путь, лишь обещав тому человеку и его потомкам власть над его народом". (Vita I S. Brendani. 102-105. (VSH. Vol. 1. P. 149-151)).
Представление о могиле святого как месте его воскресения бытовало уже в VII-VIII веках. Святому Фиакку явился ангел, чтобы указать, где произойдет его воскресение, т.е. где он должен построить церковь, при которой он будет похоронен. Но особенно популярным этот мотив стал в поздних (не ранее XII века) переработках житий на ирландском языке. Во многих из них святой получает указание свыше , где ему искать "место своего воскресения" (inadh a eiséirgi). Там он строил церковь или основывал монастырь.
Общины клириков и монахов придавали огромное значение обладанию могилой своего святого покровителя. В житиях описываются случаи спора за тело подвижника, в которые нередко вмешивалась мирская власть. В повести "изгнание Мохуды из Ратана" рассказывается о том, как правители и церковные иерархи решили изгнать святого из его собственного монастыря. Когда Мохуда покидал обитель, один из монахов напомнил настоятелю его обещание, что его воскресение произойдёт среди них. Должны ли они теперь идти с ним или оставаться в монастыре? Мохуда ответил, что им следует остаться, "ибо нет двух воскресений в Евангелии, а я приду в Судный день со всеми своими монахами к кресту Константина, что перед церковью, и мы все вместе отправимся на Суд".
Святой Кириан, как надеялся составитель его жития, вместе со Христом будет судить "плоды своих наставлений", т.е. паству своей великой церкви в Клонмакнойсе.
"Ложе святого" было живым символом присутствия небесного покровителя в его церкви и гарантией его будущего заступничества за свой народ. Святой лежал в кровати-могиле в своем доме-церкви, как живой подвижник пребывает в своей келье. Ложе святого было предметом особой гордости и почитания церковной общины. Его стремились поместить в центре монастыря или церковного поселения, окружив атмосферой неприкосновенности и священного трепета.
В тех духовных центрах, которые в XII веке оказались под континентальным влиянием, подобные представления не имели шансов на выживание. Образ святого, ожидающего воскресения, исчез из латиноязычной агиографии, но проник в жития, написанные на ирландском языке. Только в глухих уголках острова, в общинах, оказавшихся на далекой периферии церковной жизни Ирландии, сохранялись старые представления, перешедшие затем в фольклор.
Источник: Кельтская Церковь. Материалы конференции в МГУ 24 апреля 2006 г. А.А. Королев - "Представления о "спящих святых" в средневековой Ирландии".
В большинстве случаев мощи святого основателя почивали в земле на церковном кладбище. Ирландцы четко отгораживали священную территорию церкви от внешнего мира, разделяя её, в свою очередь, на три зоны "возрастающей святости". В сердце монастыря или церковного поселения находился главный храм, окруженный кладбищем: этот участок считался "священнейшим", sanctissimus. Преступление, совершенное в таком месте, считалось оскорблением святых, которые там почивали.
Неудивительно, что, когда по всему острову на месте старых храмов возводились романские или готические соборы, приходские церкви, аббатства, на западе Ирландии долго сохраняли старые традиции церковного строительства и обычаи, связанные с почитанием местных святых. Ранние церковные поселения Керри, Коннемары, Донегола отличаются архаичной архитектурой и планировкой. По косвенным соображениям, они могут относиться к VIII-IX векам, эпохе, которая непосредственно предшествовала появлению викингов. Некоторые исследователи датируют разные плиты и стрелы, которые сохранились среди руин этих послелений, VII столетием; другие полагают, что они были созданы в IX-X вв. Радиоуглеродный анализ показал, что небольшая церковь (молельня) на острове Иллонлохан использовалась примерно между 640 и 790 гг. Самые ранние захоронения там были сделаны в начале VII в., а последние постройки воздвигнуты во второй половине X в. Другие церковные поселения существовали XV в. и, вероятно, позднее. Некоторые из этих разрушенных святынь до сих пор пользуются почитанием среди окрестного населения, а еще несколько десятилетий назад бытовали связанные с ними поверья и предания.
Среди руин небольших монастырей и церковных поселений можно видеть гробницы, в которых, по преданию, похоронены местные святые - основатели и первые строители церквей. Такая гробница в местной традиции нередко именуется leaba (от древнеирл. lepaid - "ложе, кровать"; в англоязычной местности "Bed"). Обычно leaba представляет собой надгробную плиту, иногда в головах и ногах поставлены еще две плиты с высеченными крестами. В других случаях leaba - гробница, сложенная из четырех каменных плит. Нередко она находится у алтарной стены церкви или часовни, напоминая собой вытянутую вдоль стены каменную лавку.
В случае, если "ложе святого" находилось внутри церкви,она могла получить название teach - "дом". Среди руин монастыря на острове Инишмуррей находится небольшая церковь, Teach Molaise - "дом Святого Молаше". Внутри храма Leaba Molaise, гробница в форме каменной лавки, отмечает погребение святого. Во многих других местах сохранились такие же церквушки-"дома" святых, которые считались местом их захоронения. Эти церкви были одним из древнейших каменных построек в Ирландии и пользовались особым почитанием. Их обычно держали на замке и открывали только по важным поводам.
О воскресении мертвых в Судный день говорится уже в константинопольском Символе Веры: "Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века". Памятуя слова Христа, обращенные к апостолам, - "вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить
двенадцать колен Израилевых" (Мф. XIX. 28), - они полагали, что и другие святые получат власть судить людей. Почти каждая церковь имела своего святого, который был небесным покровителем для окрестного населения. Особое значение придавалось эсхатологическому аспекту обладания могилой святого: очень сильным было желание оказаться в момент всеобщего воскресения ближе к святому, который возьмет тебя под свою защиту.
"...Однажды Святой Брендан Мореплаватель решил посетить свою сестру, жившую в отдаленном монастыре. Пробыв у нее некоторое время, он почувстовал приближение смерти и велел ученикам отвезти свое тело в собственную церковь в Клуан Ферта. После смерти Брендана клирики положили его в повозку и направились обратно. По пути назад они встретили одноглазого человека, который поинтересовался, что они везут. Пойдя и увидев тело, он свирепо вскричал: "Оставьте тут Божьего святого! Здесь, о Божий святой, произойдет твое воскресение!". Клирики смогли продолжить путь, лишь обещав тому человеку и его потомкам власть над его народом". (Vita I S. Brendani. 102-105. (VSH. Vol. 1. P. 149-151)).
Представление о могиле святого как месте его воскресения бытовало уже в VII-VIII веках. Святому Фиакку явился ангел, чтобы указать, где произойдет его воскресение, т.е. где он должен построить церковь, при которой он будет похоронен. Но особенно популярным этот мотив стал в поздних (не ранее XII века) переработках житий на ирландском языке. Во многих из них святой получает указание свыше , где ему искать "место своего воскресения" (inadh a eiséirgi). Там он строил церковь или основывал монастырь.
Общины клириков и монахов придавали огромное значение обладанию могилой своего святого покровителя. В житиях описываются случаи спора за тело подвижника, в которые нередко вмешивалась мирская власть. В повести "изгнание Мохуды из Ратана" рассказывается о том, как правители и церковные иерархи решили изгнать святого из его собственного монастыря. Когда Мохуда покидал обитель, один из монахов напомнил настоятелю его обещание, что его воскресение произойдёт среди них. Должны ли они теперь идти с ним или оставаться в монастыре? Мохуда ответил, что им следует остаться, "ибо нет двух воскресений в Евангелии, а я приду в Судный день со всеми своими монахами к кресту Константина, что перед церковью, и мы все вместе отправимся на Суд".
Святой Кириан, как надеялся составитель его жития, вместе со Христом будет судить "плоды своих наставлений", т.е. паству своей великой церкви в Клонмакнойсе.
"Ложе святого" было живым символом присутствия небесного покровителя в его церкви и гарантией его будущего заступничества за свой народ. Святой лежал в кровати-могиле в своем доме-церкви, как живой подвижник пребывает в своей келье. Ложе святого было предметом особой гордости и почитания церковной общины. Его стремились поместить в центре монастыря или церковного поселения, окружив атмосферой неприкосновенности и священного трепета.
В тех духовных центрах, которые в XII веке оказались под континентальным влиянием, подобные представления не имели шансов на выживание. Образ святого, ожидающего воскресения, исчез из латиноязычной агиографии, но проник в жития, написанные на ирландском языке. Только в глухих уголках острова, в общинах, оказавшихся на далекой периферии церковной жизни Ирландии, сохранялись старые представления, перешедшие затем в фольклор.
Источник: Кельтская Церковь. Материалы конференции в МГУ 24 апреля 2006 г. А.А. Королев - "Представления о "спящих святых" в средневековой Ирландии".